- +7 (812) 900-11-58
- г. Санкт-Петербург, пр. Лиговский 81Г, оф. 16
- mail@keplerlaw.ru
- Пн-Пт с 10:00 до 20:00
Построение холдингов
Холдинг. Построение холдинга
Классический холдинг как модель организации бизнеса – это совокупность компаний (бизнес-единиц), связанных юридически и объединенных единой структурой управления, реализуемой, как правило, Управляющей (головной, материнской, основной) компаний.
Холдинг как функция – это инструмент контроля над активами, инструмент текущего и стратегического управления и эффективного распределения финансовых потоков для достижения целей собственников.
О создании холдинга можно говорить в случае усложнения процесса централизованного управления в следующих случаях:
- в рамках компании появляются различные специализированные направления по бизнесу,
- значительная удаленность отделений компании от управляющего центра при монобизнесе.
Численность персонала не влияет на необходимость создания холдинга.
В современных российских реалиях можно говорить о существовании виртуальных (неформальных, «невидимых», неофициальных) холдингов – групп тесно связанных в своей деятельности фирм, осуществляющих взаимодополняющие функции по обеспечению движения товаров и услуг от производителя к потребителю, причем юридические связи между всеми или отдельными элементами такого холдинга могут явно не демонстрироваться. При этом во всем остальном кроме отсутствия аффилированности определению классического холдинга эта структура соответствует. Ее основная цель – минимизация налогов и налоговых рисков с использованием допустимых легальных схем налогового планирования.
Большинство холдингов в современной России сложились стихийно. Успешный бизнес инвестировал в новые направления, и, таким образом, возникала группа компаний, принадлежащая одной группе собственников, но работающая в различных направлениях. Но стихийно сложившаяся структура не всегда рациональна. Построение эффективной организационной структуры, которая обеспечит управляемость дочерних обществ, создание правового поля взаимодействия головного и дочерних обществ, обеспечивающего эффективное управление и контроль – вот цель данной услуги.
Цели построения холдинга
Наше предложение в области построения эффективного холдинга (в т.ч. виртуального) или оптимизации его структуры заключается в анализе существующих взаимоотношений в группе и разработке рекомендаций, отвечающих следующим требованиям:
- обеспечение безопасности основных активов, в том числе через создание компаний-собственников недвижимости и других основных средств и нематериальных активов ("Хранителей активов"), как российских, так и нерезидентных,
- эффективное управление активами холдинга, улучшение управляемости путем внедрения механизмов управления, соответствующих новым условиям функционирования компании, в том числе через создание Управляющей компании, построение структуры управления проектами, стандартизацию всех элементов холдинга с возможностью быстрого включения в него новых проектов или их продажи,
- повышение эффективности бизнеса за счет формирования оптимального состава и количества бизнес-единиц, соответствующих направлениям и целям деятельности, эффективного распределения функциональной ответственности между Управляющей компанией, бизнес-единицами и отдельными сотрудниками с учетом оптимального соотношения централизации и децентрализации;
- финансовый контроль собственников ("владельческий контроль"), в т.ч. при непрямом контроле фактических владельцев бизнеса над отдельными компаниями холдинга,
- построение рациональной структуры, схемы договорных отношений и финансовых потоков холдинга, эффективное налоговое планирование, в той степени, в которой это не противоречит другим требованиям, за счет этого – увеличение прибыли,
- централизация финансовых потоков и аккумулирование прибыли в едином центре, в т.ч. через казначейство (финансово-расчетный центр) холдинга,
- соблюдение антимонопольного законодательства, избегание аффилированности отдельных элементов холдинга в случаях когда она нежелательна по соображеиям налоговых рисков, скрытия или защиты владельцев бизнеса, обеспечения безопасности активов и бизнеса и др.,
- создание единой бухгалтерии холдинга (централизация учета) в виде отдельной компании или в рамках Управляющей компании холдинга.
Услуга по построению холдинга реализуется в следующих этапах
1. Анализ текущего состояния компании (группы), диагностика, конкретизация целей построения или оптимизации деятельности холдинга, анализ корпоративных (учредительных) документов.
2. Разработка возможных вариантов построения холдинга, презентация их клиенту, анализ преимуществ и недостатков каждого варианта, рекомендация оптимального варианта.
3. Детализация варианта, принятого клиентом за основу:
- разработка организационной структуры холдинга;
- разработка эффективной системы взаимодействия между компаниями;
- определение юрисдикции (российские или нерезидентные) и режима налогообложения всех компаний;
- разработка правовой схемы функционирования холдинга, включая основания и способы управления и контроля над управляемыми (дочерними) компаниями;
- разработка схемы финансовых потоков между Управляющей компанией и управляемыми (дочерними);
- построение налоговой модели холдинга – на основе специализации бизнес-единиц, организационной и финансовой модели, специалисты KE&P предлагают оптимальный вариант налоговой модели холдинга, включая системы налогообложения отдельных бизнес-единиц;
- при необходимости – налоговое планирование холдинга на основе выбранной налоговой модели.
4. Разработка плана мероприятий по внедрению утвержденного варианта холдинга.
5. При необходимости – сопровождение внедрения утвержденного варианта холдинга, его налоговой модели и модели налогового планирования.
Организационное проектирование в холдинге включает в себя
1. Построение общей модели ведения бизнеса: проектирование экономико-правовой и организационно-управленческой схем, выбор организационной формы.
2. Детализацию общей модели, обоснование составляющих ее:
- схемы распределения активов и схемы владения,
- финансовой и налоговой схем,
- организационной структуры, распределения ключевых функций между бизнес-единицами,
- системы управления холдингом,
- схем движения товарных, информационных потоков.
3. Формирование внутренних механизмов управления новой структурой, обеспечивающих Управляющую компанию и управляемые (дочерние) бизнес-единицы инструментами для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных задач, разработку организационно-управленческих документов, должностных инструкций работников.